АВТОМАТ-ПЕРЕКОС

Автомат-перекос представляет собой механизм, позволяющий путем соответствующего изменения углов установки лопастей изменять вели­чину и направление равнодействующей аэродинамических сил несущего винта (тяга винта).

Изменение равнодействующей по величине осуществляется одновре­менным изменением углов установки у всех четырех лопастей на одну и ту же величину («общий шаг»).

Изменение равнодействующей по направлению происходит в резуль­тате циклического изменения углов установки лопастей. При цикличе­ском изменении углов установки каждая лопасть имеет различные в за­висимости от ее азимутального положения значения углов установки; изменение этих углов установки происходит по закону синуса.

Автомат-перекос (фиг. 211) состоит из направляющей 1 ползуна, пол­зуна 2, тарелки автомата с рычагами 9 и 10, сочлененной с ползуном при помощи универсального шарнира рычага 16 общего шага, качалок про­дольного (на фиг. 211 не показана) и поперечного управления 14, тяг 13 и 15 продольного и поперечного управления тарелкой автомата, тяг И поворота лопастей и поводка тарелки автомата, состоящего’ из двух основных деталей 12 и 17.

На автомат-перекос устанавливается токопроводящий коллектор, со­стоящий из коллектора 31 с четырьмя изолированными бронзовыми коль­цами 32 и одним неизолированным, соединенным «на массу», и корпуса 33 коллектора со щеткодержателями 34 и угольными щетками. При по­мощи токопроводящего’ коллектора ток подводится к контурным огням лопастей и сигнализатору начала обледенения несущего винта.

Направляющая ползуна 1 представляет собой гладкий стальной ци­линдр с ‘фланцем, который крепится восемью шпильками на главном редукторе. Внутри направляющей проходит вал редуктора.

На направляющую ползуна надевается ползун 2. Ползун из стали выполнен в виде цилиндра, внутри которого запрессованы две бронзо­вые втулки 19 с кольцевыми канавками; в канавки заложены резиновые уплотнительные кольца 35. В стенках верхней части ползуна расточены два гнезда под подшипники универсального шарнира. С ‘наружной сто­роны у ползуна имеются два соосных шипа, выполненных с ним за одно целое.

В своей средней части ползун имеет также площадки для крепления кронштейнов качалок.

Тарелка автомата-перекоса состоит из средней части — кольца 5 и четырех рычагов 9 и 10, привинченных к тарелке призонными болтами. Окончательная механическая обработка тарелки производится в сборе; поэтому отдельные ее детали невзаимозаменяемы, и узел является не­разборным.

Рычаги тарелки двутаврового сечения на конце переходят в стакан с фланцем; в стакане на двух шарикоподшипниках установлен валик шар­нира рычага тарелки 26 (см. узел Г), закрепленный крышкой 36 при по­мощи четырех болтов. Для удержания смазки внутри стакана эта крыш­ка снабжена резиновым уплотнительным кольцом 37. Валики шарниров тарелки через тяги лопасти соединяются с рычагами лопасти, находящи­мися на втулке несущего винта.

Собранная тяга лопасти (см. узел Д) состоит из верхней вилки 29, нижней вилки 30 и собственно тяги 11. Тяга соединяется е нижней вил­кой через двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник.

Верхним концом тяга ввинчивается в вилку 29 и предохраняется от проворачивания в резьбе стягиванием разрезной части вилки болтом 38. В тарелку автомата запрессован шариковый двухрядный подшипник 6.

Наружное кольцо подшипника прижимается по торцу корпусом то­копроводящего коллектора 33 при помощи двенадцати болтов.

Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на наружное кольцо кардана 4 и прижато по торцу коллекторам 31 при помощи десяти болтов.

Наружное кольцо’ кардана в нижней части имеет два гнезда под шарикоподшипники, расположенные по одному диаметру, и две проуши­ны для крепления тяг продольного и поперечного управления 13 и 15 тарелки автомата, расположенные под углом 90° друг к другу.

Наружное кольцо кардана 4 соединяется с внутренним кольцом кардана 3 шарнирно двумя пальцами 7 (см. узел А) через шарикопод­шипники; таким же образом внутреннее кольцо кардана соединяется с ползуном. Общая ось пальцев, соединяющих внутреннее кольцо кардана с ползуном, расположена перпендикулярно общей оси пальцев, соединяю­щих внутреннее кольцо кардана с наружным. При таком соединении на­ружное кольцо кардана связано с ползуном универсальным шарниром, благодаря чему возможны отклонения наружного кольца кардана, а вме­сте с ним и тарелки автомата относительно ползуна во всех направле­ниях.

К ползуну в нижней его части прикреплены два кронштейна 18. На кронштейнах шарнирно монтируются качалки поперечного управления и продольного управления (последняя на фиг. 211 не видна). Одно плечо качалки поперечного управления соединяется тягой поперечното управ­ления 15 с проушиной наружного кольца кардана, а к другому плечу подходит тяга от ручки управления, расположенной в кабине летчика.

Качалка продольного управления соединяется с наружным кольцом кардана тягой 13 продольного управления и с тягой от ручки управления подобно’ тому, как это выполнено у качалки поперечного управления.

Таким образом, воздействия на ручку управления, можно отклонять тарелку автомата в требуемом направлении. Рычаг общего шага состоит из двух щек, соединенных поперечиной и болтом 21.

В средней части рычаг соединен через серьгу 22 с кронштейном 23 (см. узел Б), закрепленным на главном редукторе на шпильках. С одно­го’ конца рычаг общего шага через шариковые подшипники соединяется с шипами ползуна. Противоположный конец рычага связан с ручкой об­щего шага, расположенной в кабине летчика. При воздействии на по­следнюю ползун вместе с тарелкой автомата перемещается вверх или вниз по направляющей.

Соединение рычага общего шага с серьгой 22 и серьги с кронштей — пом 23 выполнено1 на конических роликовых подшипниках с преднатягом. Рычаг, сочлененный с серьгой, помимо подъема ползуна, удерживает последний также от проворачивания при приложении усилия к качалкам продольного и поперечного управления.

Тарелка автомата-перекоса связана со втулкой несущего винта по­водком тарелки (см. узел В), состоящим из двух звеньев: серьги по­водка 12 и рычага поводка 17. Серьга и рычаг соединяются осью рыча­га 27 и двумя шарикоподшипниками. Ось 28 служит для присоединения серьги к корпусу втулки несущего винта через два шарикоподшипника.

На конец рычага 17 насажен шарик 24 и закреплен гайкой. Шарик охватывается двумя бронзовыми вкладышами 25, находящимися в гнез­де рычага тарелки 10. При вращении несущего винта тарелка, ведомая поводком, также вращается. Такая конструкция поводка обеспечивает возможность передачи вращения тарелке при ее наклонах во всех на­правлениях и передвижении в вертикальном направлении.

Перемещая рычагом общего шага 16 ползун вместе с тарелкой ав­томата-перекоса, мы изменяем угол установки всех лопастей на одну и ту же величину (изменяем общий шаг винта). С увеличением общего шага винта увеличивается величина тяги винта. Воздействуя тягами управления на качалки автомата-перекоса, можно наклонить тарелку в нужном направлении. При вращении отклоненной тарелки вместе с несущим винтом каждая тяга лопасти проходит последовательно все по­ложения от нижнего до верхнего и обратно. Углы установки лопастей при этом меняются по закону синуса (циклический шаг), в результате чего’ тяга несущего винта наклоняется в нужном направлении.

С целью облегчения управления общим шагом собственный вес пол­зуна с тарелкой автомата уравновешивается пружиной 39.