АВТОМАТ-ПЕРЕКОС
Автомат-перекос представляет собой механизм, позволяющий путем соответствующего изменения углов установки лопастей изменять величину и направление равнодействующей аэродинамических сил несущего винта (тяга винта).
Изменение равнодействующей по величине осуществляется одновременным изменением углов установки у всех четырех лопастей на одну и ту же величину («общий шаг»).
Изменение равнодействующей по направлению происходит в результате циклического изменения углов установки лопастей. При циклическом изменении углов установки каждая лопасть имеет различные в зависимости от ее азимутального положения значения углов установки; изменение этих углов установки происходит по закону синуса.
Автомат-перекос (фиг. 211) состоит из направляющей 1 ползуна, ползуна 2, тарелки автомата с рычагами 9 и 10, сочлененной с ползуном при помощи универсального шарнира рычага 16 общего шага, качалок продольного (на фиг. 211 не показана) и поперечного управления 14, тяг 13 и 15 продольного и поперечного управления тарелкой автомата, тяг И поворота лопастей и поводка тарелки автомата, состоящего’ из двух основных деталей 12 и 17.
На автомат-перекос устанавливается токопроводящий коллектор, состоящий из коллектора 31 с четырьмя изолированными бронзовыми кольцами 32 и одним неизолированным, соединенным «на массу», и корпуса 33 коллектора со щеткодержателями 34 и угольными щетками. При помощи токопроводящего’ коллектора ток подводится к контурным огням лопастей и сигнализатору начала обледенения несущего винта.
Направляющая ползуна 1 представляет собой гладкий стальной цилиндр с ‘фланцем, который крепится восемью шпильками на главном редукторе. Внутри направляющей проходит вал редуктора.
На направляющую ползуна надевается ползун 2. Ползун из стали выполнен в виде цилиндра, внутри которого запрессованы две бронзовые втулки 19 с кольцевыми канавками; в канавки заложены резиновые уплотнительные кольца 35. В стенках верхней части ползуна расточены два гнезда под подшипники универсального шарнира. С ‘наружной стороны у ползуна имеются два соосных шипа, выполненных с ним за одно целое.
В своей средней части ползун имеет также площадки для крепления кронштейнов качалок.
Тарелка автомата-перекоса состоит из средней части — кольца 5 и четырех рычагов 9 и 10, привинченных к тарелке призонными болтами. Окончательная механическая обработка тарелки производится в сборе; поэтому отдельные ее детали невзаимозаменяемы, и узел является неразборным.
Рычаги тарелки двутаврового сечения на конце переходят в стакан с фланцем; в стакане на двух шарикоподшипниках установлен валик шарнира рычага тарелки 26 (см. узел Г), закрепленный крышкой 36 при помощи четырех болтов. Для удержания смазки внутри стакана эта крышка снабжена резиновым уплотнительным кольцом 37. Валики шарниров тарелки через тяги лопасти соединяются с рычагами лопасти, находящимися на втулке несущего винта.
Собранная тяга лопасти (см. узел Д) состоит из верхней вилки 29, нижней вилки 30 и собственно тяги 11. Тяга соединяется е нижней вилкой через двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник.
Верхним концом тяга ввинчивается в вилку 29 и предохраняется от проворачивания в резьбе стягиванием разрезной части вилки болтом 38. В тарелку автомата запрессован шариковый двухрядный подшипник 6.
Наружное кольцо подшипника прижимается по торцу корпусом токопроводящего коллектора 33 при помощи двенадцати болтов.
Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на наружное кольцо кардана 4 и прижато по торцу коллекторам 31 при помощи десяти болтов.
Наружное кольцо’ кардана в нижней части имеет два гнезда под шарикоподшипники, расположенные по одному диаметру, и две проушины для крепления тяг продольного и поперечного управления 13 и 15 тарелки автомата, расположенные под углом 90° друг к другу.
Наружное кольцо кардана 4 соединяется с внутренним кольцом кардана 3 шарнирно двумя пальцами 7 (см. узел А) через шарикоподшипники; таким же образом внутреннее кольцо кардана соединяется с ползуном. Общая ось пальцев, соединяющих внутреннее кольцо кардана с ползуном, расположена перпендикулярно общей оси пальцев, соединяющих внутреннее кольцо кардана с наружным. При таком соединении наружное кольцо кардана связано с ползуном универсальным шарниром, благодаря чему возможны отклонения наружного кольца кардана, а вместе с ним и тарелки автомата относительно ползуна во всех направлениях.
К ползуну в нижней его части прикреплены два кронштейна 18. На кронштейнах шарнирно монтируются качалки поперечного управления и продольного управления (последняя на фиг. 211 не видна). Одно плечо качалки поперечного управления соединяется тягой поперечното управления 15 с проушиной наружного кольца кардана, а к другому плечу подходит тяга от ручки управления, расположенной в кабине летчика.
Качалка продольного управления соединяется с наружным кольцом кардана тягой 13 продольного управления и с тягой от ручки управления подобно’ тому, как это выполнено у качалки поперечного управления.
Таким образом, воздействия на ручку управления, можно отклонять тарелку автомата в требуемом направлении. Рычаг общего шага состоит из двух щек, соединенных поперечиной и болтом 21.
В средней части рычаг соединен через серьгу 22 с кронштейном 23 (см. узел Б), закрепленным на главном редукторе на шпильках. С одного’ конца рычаг общего шага через шариковые подшипники соединяется с шипами ползуна. Противоположный конец рычага связан с ручкой общего шага, расположенной в кабине летчика. При воздействии на последнюю ползун вместе с тарелкой автомата перемещается вверх или вниз по направляющей.
Соединение рычага общего шага с серьгой 22 и серьги с кронштей — пом 23 выполнено1 на конических роликовых подшипниках с преднатягом. Рычаг, сочлененный с серьгой, помимо подъема ползуна, удерживает последний также от проворачивания при приложении усилия к качалкам продольного и поперечного управления.
Тарелка автомата-перекоса связана со втулкой несущего винта поводком тарелки (см. узел В), состоящим из двух звеньев: серьги поводка 12 и рычага поводка 17. Серьга и рычаг соединяются осью рычага 27 и двумя шарикоподшипниками. Ось 28 служит для присоединения серьги к корпусу втулки несущего винта через два шарикоподшипника.
На конец рычага 17 насажен шарик 24 и закреплен гайкой. Шарик охватывается двумя бронзовыми вкладышами 25, находящимися в гнезде рычага тарелки 10. При вращении несущего винта тарелка, ведомая поводком, также вращается. Такая конструкция поводка обеспечивает возможность передачи вращения тарелке при ее наклонах во всех направлениях и передвижении в вертикальном направлении.
Перемещая рычагом общего шага 16 ползун вместе с тарелкой автомата-перекоса, мы изменяем угол установки всех лопастей на одну и ту же величину (изменяем общий шаг винта). С увеличением общего шага винта увеличивается величина тяги винта. Воздействуя тягами управления на качалки автомата-перекоса, можно наклонить тарелку в нужном направлении. При вращении отклоненной тарелки вместе с несущим винтом каждая тяга лопасти проходит последовательно все положения от нижнего до верхнего и обратно. Углы установки лопастей при этом меняются по закону синуса (циклический шаг), в результате чего’ тяга несущего винта наклоняется в нужном направлении.
С целью облегчения управления общим шагом собственный вес ползуна с тарелкой автомата уравновешивается пружиной 39.